Военно-патриотическое воспитание в ОУ
Стержень воспитания гражданина-патриота,
способного служить Родине и защищать ее, - формирование
морально-психологических качеств, умений и навыков школьников, необходимых для
выполнения гражданского долга.
За годы моей профессиональной деятельности накоплен
определенный опыт работы по организации военно-патриотического воспитания в
школе.
В
марте 1996 г. Закончилась моя служба в Вооруженных силах, но сил и желания
работать было еще много. Поэтому решил попробовать себя на поприще
преподавателя ОБЖ. Работа с военнослужащими и учениками не одно и то же, но я
достаточно быстро адаптировался.
Раздел основы военной службы в курсе ОБЖ призван изучить и
закрепить имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке. Кроме того,
программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только
военную подготовку, но и психологическую.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно
повышается, если он сочетается с внеклассной работой.
Основные задачи внеклассной работы по ОБЖ:
- углубление знаний, закрепление умений и навыков,
приобретенных на уроках ОБЖ;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- содействие развитию способностей и личностных качеств
учащихся.
Формы внеклассной работы
по ОБЖ:
1. Кружки по военно-технической, пожарно-технической и
профессиональной подготовке («Юный пожарный»,«Военно-спортивное многоборье»,
«Юный инспектор дорожного движения» и др.).
2. Секции по прикладным видам спорта (пожарно-спасательный
спорт, военно-спортивное многоборье, спортивное ориентирование и др.).
3. Тематические викторины, КВН.
4. Смотры конкурсы («Смотр песнии строя», «Лучший пожарный»,
«Курс молодого бойца» и др.).
5. Спортивные мероприятия прикладной направленности:
а) по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической
подготовке; по военно-прикладным видам
спорта;
б) военизированные эстафеты; эстафеты
по пожарно-прикладным видам спорта;
в) воено-спортивные игры «Зарница»,
«Рубеж»,«Победа», «Вахта Память» и др.;
г) Военно-спортивные праздники «День
Защитника Отечества», «Победа» и др.
6. Тематические экскурсии.
7. Встречи с ветеранами Вооруженных сил и других структур.
8. Туристические походы с выполнением практических заданий
по ОБЖ.
9. Школьные олимпиады по ОБЖ
Специфика допризывной подготовки как особого звена
военно-патриотического воспитания заключается в том, что в ее рамках решаются
задачи морально- психологической и физической подготовки. Потенциал такой
подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях
формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников слышать голос героической истории
Отечества – первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение
активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя,
увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций
Родины. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в
будущее.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность –
самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, уважения к
страницам прошлого, к великим свершениям своего народа. Роль школы в воспитании
этих чувств невозможно переоценить.
Формирование качеств патриота и гражданина в образовательных
учреждениях осуществляется через учебные предметы, внеклассную работу,
внешкольные мероприятия.
Хочу отметить, что затраты на организацию и проведение
данных мероприятий минимальные, а полученное удовольствие, радость движения и
положительные эмоции максимальные.
Верно, сказал А.С. Макаренко: « Нельзя
воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда
бы он мог проявить мужество – все равно в чём: в сдержанности, в прямом
открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости».
Эти слова как нельзя лучше отражают идею и смысл таких
мероприятий как: « Рубеж», «Зарница», «Победа», пожарно-спасательный спорт и
т.п., где ученики нашей школы показывают всегда высокие результаты.
Все участники соревнований, отмечены грамотами, дипломами,
медалями и благодарственными письмами от Департамента Томской области, города
Томска.
Были составлены программы по работе кружков:
«Военно-спортивное многоборье» и «Дружина юных пожарных». Авторская программа
«Военно-спортивное многоборье», на региональном конкурсе, была отмечена как
одна из лучших программ.
Итог работы (Историческая
справка) по выполнению программ военно-патриотического
воспитания, составлен с 1996 года по настоящее время, где указаны все участники
(фамилия и имя), вид соревнований (конкурса), итоги выступления.
Наиболее эффективным средством военно-патриотического
воспитания, на мой взгляд, являются также и учебные сборы, проводимые ежегодно
на базе МОУ СОШ № 51. В течении 5 дней со школьниками проводятся занятия по
общевоинским уставам, по строевой, тактической, огневой и физической
подготовке. При прохождении учебных сборов юноши стремятся преодолевать
трудности, с интересом вникают в азы солдатской службы, знакомятся с военной
историей, бытом военнослужащих, несением службы, современными видами оружия и
многим другим.
Большое воспитательное значение во время сборов имеет
реализация принципов самоуправления. В каждом классе, который на период сборов
становится отделением или взводом, назначается командир, отвечающий за явку
обучаемых, их внешний вид и дисциплину во время занятий. Это открывает
возможности для сплочения коллектива, улучшения взаимоотношений учащихся. Они
становятся более собранными, дисциплинированными.
Быть патриотом нашего Отечества, одним словом – это
добросовестно выполнять свой гражданский долг, честно трудиться на благо России
и защищать её.
Предлагаю некоторые
рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания в школе в
условиях модернизации российского образования (примерные).
В общешкольном плане воспитательной работы должен быть
раздел «Военно-патриотическое воспитание». В его планировании под общим
руководством директора школы принимает участие заместитель директора по
воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической
культуры, классные руководители и другие должностные лица по усмотрению
администрации школы. В разделе «Военно-патриотическое воспитание» целесообразно
включить следующие мероприятия:
общешкольные собрания с повесткой дня (задачи усиления
патриотического и военно-патриотического воспитания; задачи школы по
формированию высоких морально-психологических и физических качеств у учеников);
совещания с классными руководителями (о целях и задачах
патриотического и военно-патриотического воспитания в школе; о сроках и порядке
проведения военно-спортивных игр, соревнований и др.);
педсоветы (задачи педколлектива по повышению патриотического
и военно-патриотического воспитания в школе; межпредметные связи ОБЖ с другими
предметами; военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки истории,
литературы, физики, математики, биологии, внеурочную работу);
работу оборонно-спортивных кружков;
организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница»,
«Рубеж», «Победа», вахты «Память», попожарно-спасательному спорту и т.д.;
военная профориентация (встреча с представителями
военкомата; выпускниками, отслужившими службу в ВС; индивидуальная работа с
кандидатами для поступления в военные институты);
проведение вечеров и праздников (знаменательные даты);
оборонно-массовая работа (беседы, викторины, конференции,
конкурсы; соревнования и смотры строя и песни; рассказы по
военной тематике;
работа школьного музея;
строительство спортивного школьного городка. Дальнейшее
совершенствование учебно-материальной базы ОБЖ и Основ военной службы.
Подведение итогов военно-патриотической
работы целесообразно проводить в два этапа: 1-этап – ко Дню защитников
Отечества; 2-этап – ко Дню Победы.
Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно
систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать
опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.
Во-вторых, прививать школьникам умения проектировать.
В эпоху развития индустриального общества создана реальная
угроза человечеству (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные
войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению
безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные
опасные и чрезвычайные ситуации. На основе прогноза разрабатывать план
действий, уметь ориентироваться в сложной обстановке. Таким образом, каждый
школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым
для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый ученик должен быть
компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.
Проектировочную деятельность школьников можно определить как
деятельность по осмыслению будущего преобразования действительности с учетом
природных и социальных законов, основанную на выборе и принятии решений с целью
решения учебных задач.
В проектировочную деятельность в качестве ее составных
частей могут входить элементы моделирования, конструирования, прогнозирования и
планирования.
Моделирование является составной частью проектирования
предстоящей деятельности, так как в начале разрабатываются варианты моделей
деятельности, а затем проект предстоящей деятельности. Деятельность
прогнозирования дает информацию о будущем результате, при этом носит
вероятностный характер и содержит предвидение его развития или
иного явления и процесса (выдвижение гипотезы). Планирование входит в
проектировочную деятельность в виде разработки плана выбранного оптимального
способа деятельности.
К способам формирования умения проектировать предстоящую
деятельность можно отнести:
- включение обучающихся в процесс решения проблемных
ситуаций, представляющих собой поисковую задачу, интеллектуальное затруднение,
побуждающее искать новые знания, новые способы действия;
- включение школьников в деятельность с использование
алгоритмов, которые служат ориентирами для школьников на начальных этапах
овладения проектировочной деятельностью;
- включение школьников в игровую деятельность, в процессе
которой школьники выполняют реальную деятельность, решают конкретную
познавательную задачу, отвлекаясь при этом от реальной ситуации.
Процесс формирования умения проектировать предстоящую
деятельность показал, что у учащихся результативность данной работы повышается
при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них
индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для
каждого школьника личностно-ориентированных образовательных ситуаций.
Интеграция учебной и внеурочной деятельности позволяет
организовать взаимопроникновение различных видов деятельности, создать
оптимальные условия для всестороннего развития личности школьника.
Жми и смотри сайты olp1956.narod.ru ; olppatriot51.jimdo.com и patriot51.jimdo.com К началу страницы
|