Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ №51 г. Томска Понедельник
06.05.2024
01:16
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Военно-патриотическое воспитание в ОУ | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Военно-патриотическое воспитание в ОУ

 

         Стержень воспитания гражданина-патриота, способного служить Родине и защищать ее, - формирование морально-психологических качеств, умений и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга.

За годы моей профессиональной деятельности накоплен определенный опыт работы по организации военно-патриотического воспитания в школе.

         В марте 1996 г. Закончилась моя служба в Вооруженных силах, но сил и желания работать было еще много. Поэтому решил попробовать себя на поприще преподавателя ОБЖ. Работа с военнослужащими и учениками не одно и то же, но я достаточно быстро адаптировался.

Раздел основы военной службы в курсе ОБЖ призван изучить и закрепить имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке. Кроме того, программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только военную подготовку, но и психологическую.

Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он сочетается с внеклассной работой.

Основные задачи внеклассной работы по ОБЖ:

- углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся.

Формы внеклассной работы по ОБЖ:

1. Кружки по военно-технической, пожарно-технической и профессиональной подготовке («Юный пожарный»,«Военно-спортивное многоборье», «Юный инспектор дорожного движения» и др.).

2. Секции по прикладным видам спорта (пожарно-спасательный спорт, военно-спортивное многоборье, спортивное ориентирование и др.).

3. Тематические викторины, КВН.

4. Смотры конкурсы («Смотр песнии строя», «Лучший пожарный», «Курс  молодого бойца» и др.).

5. Спортивные мероприятия прикладной направленности:

а) по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта;         

б)  военизированные эстафеты;  эстафеты по пожарно-прикладным видам спорта;

в)  воено-спортивные игры «Зарница», «Рубеж»,«Победа», «Вахта Память» и др.;

г)  Военно-спортивные праздники «День Защитника Отечества», «Победа» и др.

6. Тематические экскурсии.

7. Встречи с ветеранами Вооруженных сил и других структур.

8. Туристические походы с выполнением практических заданий по ОБЖ.

9. Школьные олимпиады по ОБЖ

Специфика допризывной подготовки как особого звена военно-патриотического воспитания заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально- психологической и физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств личности.

Научить школьников слышать голос героической истории Отечества – первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их  и заставить посмотреть вокруг себя, увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, уважения к страницам прошлого, к великим свершениям своего народа. Роль школы в воспитании этих чувств невозможно переоценить.

Формирование качеств патриота и гражданина в образовательных учреждениях осуществляется через учебные предметы, внеклассную работу, внешкольные мероприятия.

Хочу отметить, что затраты на организацию и проведение данных мероприятий минимальные, а полученное удовольствие, радость движения и положительные эмоции максимальные.

        Верно, сказал А.С. Макаренко: « Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости».

Эти слова как нельзя лучше отражают идею и смысл таких мероприятий как: « Рубеж», «Зарница», «Победа», пожарно-спасательный спорт и т.п., где ученики нашей школы показывают всегда высокие результаты.

Все участники соревнований, отмечены грамотами, дипломами, медалями и благодарственными письмами от Департамента Томской области, города Томска.

 Были составлены программы по работе кружков: «Военно-спортивное многоборье» и «Дружина юных пожарных». Авторская программа «Военно-спортивное многоборье», на региональном конкурсе, была отмечена как одна из лучших программ.

Итог работы (Историческая справка) по выполнению программ  военно-патриотического воспитания, составлен с 1996 года по настоящее время, где указаны все участники (фамилия и имя), вид соревнований (конкурса), итоги выступления.

Наиболее эффективным средством военно-патриотического воспитания, на мой взгляд, являются также и учебные сборы, проводимые ежегодно на базе МОУ СОШ № 51. В течении 5 дней со школьниками проводятся занятия по общевоинским уставам, по строевой, тактической, огневой и физической подготовке. При прохождении учебных сборов юноши стремятся преодолевать трудности, с интересом вникают в азы солдатской службы, знакомятся с военной историей, бытом военнослужащих, несением службы, современными видами оружия и многим другим.

Большое воспитательное значение во время сборов имеет реализация принципов самоуправления. В каждом классе, который на период сборов становится отделением или взводом, назначается командир, отвечающий за явку обучаемых, их внешний вид и дисциплину во время занятий. Это открывает возможности для сплочения коллектива, улучшения взаимоотношений учащихся. Они становятся более собранными, дисциплинированными.

Быть патриотом нашего Отечества, одним словом – это добросовестно выполнять свой гражданский долг, честно трудиться на благо России и защищать её.

Предлагаю некоторые рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания в школе в условиях модернизации российского образования (примерные).

В общешкольном плане воспитательной работы должен быть раздел «Военно-патриотическое воспитание». В его планировании под общим руководством директора школы принимает участие заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической культуры, классные руководители и другие должностные лица по усмотрению администрации школы. В разделе «Военно-патриотическое воспитание» целесообразно включить следующие мероприятия:

 общешкольные собрания с повесткой дня (задачи усиления патриотического и военно-патриотического воспитания; задачи школы по формированию высоких морально-психологических и физических качеств у учеников);

совещания с классными руководителями (о целях и задачах патриотического и военно-патриотического воспитания в школе; о сроках и порядке проведения военно-спортивных игр, соревнований и др.); 

педсоветы (задачи педколлектива по повышению патриотического и военно-патриотического воспитания в школе; межпредметные связи ОБЖ с другими предметами; военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки истории, литературы, физики, математики, биологии, внеурочную работу);

работу оборонно-спортивных кружков;

организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Рубеж», «Победа», вахты «Память», попожарно-спасательному спорту и т.д.;

военная профориентация (встреча с представителями военкомата; выпускниками, отслужившими службу в ВС; индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные институты);

проведение вечеров и праздников (знаменательные даты);

оборонно-массовая работа (беседы, викторины, конференции, конкурсы; соревнования и  смотры строя и песни; рассказы по военной тематике;

         работа школьного музея;

строительство спортивного школьного городка. Дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы ОБЖ и Основ военной службы.

         Подведение итогов военно-патриотической работы целесообразно проводить в два этапа: 1-этап – ко Дню защитников Отечества; 2-этап – ко Дню Победы.

Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.

Во-вторых, прививать школьникам умения проектировать.

В эпоху развития индустриального общества создана реальная угроза человечеству (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации. На основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложной обстановке. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый ученик должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.

Проектировочную деятельность школьников можно определить как деятельность по осмыслению будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, основанную на выборе и принятии решений с целью решения учебных задач.

В проектировочную деятельность в качестве ее составных частей могут входить элементы моделирования, конструирования, прогнозирования и планирования.

Моделирование является составной частью проектирования предстоящей деятельности, так как в начале разрабатываются варианты моделей деятельности, а затем проект предстоящей деятельности. Деятельность прогнозирования дает информацию о будущем результате, при этом носит вероятностный характер и содержит предвидение его развития  или иного явления и процесса (выдвижение гипотезы). Планирование входит в проектировочную деятельность в виде разработки плана выбранного оптимального способа деятельности.

К способам формирования умения проектировать предстоящую деятельность можно отнести:

- включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, представляющих собой поисковую задачу, интеллектуальное затруднение, побуждающее искать новые знания, новые способы действия;

- включение школьников в деятельность с использование алгоритмов, которые служат ориентирами для школьников на начальных этапах овладения проектировочной деятельностью;

- включение школьников в игровую деятельность, в процессе которой школьники выполняют реальную деятельность, решают конкретную познавательную задачу, отвлекаясь при этом от реальной ситуации.

Процесс формирования умения проектировать предстоящую деятельность показал, что у учащихся результативность данной работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно-ориентированных образовательных ситуаций.

Интеграция учебной и внеурочной деятельности позволяет организовать взаимопроникновение различных видов деятельности, создать оптимальные условия для всестороннего развития личности школьника.

 

 Жми и смотри сайты olp1956.narod.ru ; olppatriot51.jimdo.com и patriot51.jimdo.com

К началу страницы

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz